Марина Анатольевна Палей: Магистральный блюз (2012)

Read by Olga Scarborough

Он подошел в электричке. Когда стало безлюдно, мы сели. «Поедем ко мне», – сказал – и взял с моих колен сумку. За окном мерно чередовались пустынные осенние поля. Черная до горизонта, медленно разворачивалась земля. Мы пересели в обратную электричку. Казалось, она едет быстрей. Мы стояли в тамбуре. Потом выпрыгнули на платформу и опять сели в вагон, потом в автобус. Потом он сказал: «Быстрей!» – и мы сели в другой автобус. Вслед за тем он долго ловил машину на сумеречном шоссе.

Мы приехали ночью. Было темно. Я спотыкалась, как спотыкалась бы ночью в любом другом месте земли. «Ты ехала в театр...» – сказал он сочувственно, глядя на мои каблуки, и ночью это звучало, как нежность.

Я молчала. Мы шли долго, потом углубились в лес, и он развел костер. У него было легкое, очень стройное тело, крылатые волосы, синие глаза. Ему подошли бы красивые имена.

Потом был дом и еще более глухая ночь. И в гибельной этой ночи, когда он разрушал меня своей страшной ночной властью, я уже знала, что самая сильная радость прорвется во мне не сейчас.

Чуть рассвело, я оглядела его. Он был красив. Он спал. Можно было убить его, можно было предать, а можно было не трогать вовсе, и это тоже был путь моего выбора. Он спал. Он был беззащитен и незряч перед неизбежностью моей мысли.

Я вспомнила, как давно, в очень раннем детстве, я встала однажды на осенней заре. Родители, перед работой, были на кухне, а я, в ночной рубашке, босиком, таилась и мерзла в темноте за платяным шкафом. Там, дрожа, я съела припасенный заранее хлеб и запила его сырым, без соли, яйцом. Я сделала это самостоятельно, своевольно, и меня трясло.

Я вскочила легко, бесшумно и быстро. Он спал. Дрожа, я подкралась к разбросанным вещам. Его вещи были так же беззащитны, как он. Острые пузырьки свободы поднимались во мне, проступали мурашками, трясли челюсти, заставляя зло позванивать зубы. Стряхивая со стоп сор, я влезла в холодную свою одежду, и она мгновенно стала моей, мной – и так же свободна, как я.

Я отворила дверь.

Он спал.

Я вышла за порог и снова зашла.

Он был даже слишком беззащитен. Он спал, и я могла бы осуществить свое решение многократно.

Я вышла.

Незнакомый осенний сад лежал передо мной. Он был мне никто, этот сад, потому что я не принадлежала ему.

На шоссе я остановила машину.

Я засыпала и просыпалась, и снова засыпала. Проснувшись, всякий раз я наслаждалась упругой и сильной, певучей струной скорости. Я снова спала. Это была очень долгая дорога. Я просыпалась. Меня мчало, захлестывая свободой. Я думала, что пока я спала, может быть, я уже разбилась вдребезги на этой дороге, и теперь я, другая, несусь дальше в другой, изолированной от прежней, жизни, и так, возможно, бывало уже многократно.

А он, неопознанный, брошен мною в нашем раздельном сне, обезличенный, обращенный в тень сновидения, в предмет другого, прошлого, навсегда старого пространства.

Быстрей, быстрей!

Я хмелею от гибельного пения скорости.

«Куда?» – спрашивает шофер. Но я не знаю дороги. «Откуда?» – но я не знаю имени места, где была так счастлива.

 

Вопросы:

  1. Когда происходит действие рассказа – в какое время года и в какое время дня?
  2. В тексте несколько раз встречается описание осени. Что стоит за этим образом?
  3. Что мы узнаем о внешности главных героев? Какое впечатление на вас производит выражение «крылатые волосы»?
  4. В первых двух абзацах можно найти следующие три высказывания: «Поедем ко мне»; «Быстрей!»; «Ты ехала в театр...», которые говорит «он». Что эти реплики вам говорят о «нем»? И как вы понимаете ее молчание?
  5. Что вы думаете о следующем предложении: «Мы шли долго, потом углубились в лес, и он развел костер». Это описание реальности или метафора занятия любовью, которое происходит в квартире мужчины? Или что-нибудь другое?
  6. Какие чувства были у героини, когда она проснулась утром? В каком состоянии она находится?
  7. О чем она вспоминает? Какую роль в повествовании играет воспоминание о детстве?
  8. Какие физиологические проявления ее сильных эмоций можно найти в тексте?
  9. Найдите места, где описывается движение туда и обратно.
  10. В рассказе несколько раз упоминается, что «он спал». Какое переносное значение это имеет?
  11. В тексте важную роль играет сон. Что происходит, когда герои спят?
  12. Что вы думаете о концовке рассказа? Каковы взаимоотношения героев? Как вы думаете, они вместе в первый раз или «она» уходит от него и ищет саму себя?
  13. Как вы понимаете образ «дороги», «путешествия» в этом рассказе?
  14. Почему рассказ называется «Магистральный блюз»? Чем рассказ напоминает блюз? Считаете ли вы блюз типичным выражением меланхолии?
  15. Представьте себе, что историю вместо «нее» рассказывает «он». Что в этом случае изменится в рассказе?

Задания:

  1. Из рассказа мы не узнаем, как герои познакомились – разыграйте сцену их первого разговора.
  2. Расскажите о случаях самых сложных отношений у вас или у ваших друзей.
  3. Есть ли у вас столь же яркое воспоминание из детства, похожее на чувство одиночества героини?
  4. Нравится ли вам мысль героини, что жизнь – это путь, на котором человек несколько раз переживает свою смерть (она «разбилась вдребезги на этой дороге») и потом продолжает другую жизнь?