Андрей Платонович Платонов: Экономик Магов (1926)

Андрей Платонович Платонов: Экономик Магов (1926)


В бывшем городе Задонске — теперь там сельсовет — по улице 19 Июля проживает гражданин — Иван Палыч Магов. Задонск — древнерусский монастырский центр, город божьих старушек и церковных золотых дел мастеров. Монастырь был кормильцем обитателей этого города (200 тысяч в год странников, богомольцев, богомолок и прочих пешеходов), а теперь, когда монастырь имеет значение пожарной каланчи и радиоприемника, жителям питаться нечем. Раньше по грунтовым дорогам в город несли холстину, а теперь по эфиру туда несется радиомузыка.

Вместо имущества — красота!

Поэтому жители перешли на экономический строй существования.

Иван Палыч — наиболее выдающийся, в общем и целом, задонский экономик. Он имеет одну пару сапог уже двенадцать лет — и они еще новые и гожие в долгую носку. Иван Палыч опытом и собственной осмысленностью дошел, что у сапог есть четыре врага: атмосфера — дух, вода — гидра, уличный торец и хождение без надобности.

После каждого своего похода в город или в грунтовые окрестности его Иван Палыч сапоги снимал, стирал с них тряпочкой пыльцу, мазал неспешно и слегка ваксой, чтобы не бередить зря кожу, и, приподымая осторожненько за ушки, опускал в специально для того сшитые брезентовые мешочки водо- и воздухонепроницаемые, набитые сухой овсяной соломой, ежегодно сменяемой.

После сего мешки запечатывались деревянными пуговицами — рукоделие самого Иван Палыча — и подвешивались на потолочные гвозди, где воздух суше и покоя больше.

Оно и понятно: сапоги приобретены за 7 рублей, а женитьба Ивану Палычу обошлась круто в четыре с половиной, но эти чрезвычайные единовременные расходы были с некоторым избытком возвращены приданым жены — домом с палисадом, забором, нужником и сараем, — имуществом высокой долговечности. Да еще движимого имущества имелась некоторая наличность. А что оставляют сапоги, когда они износятся?

* * *

Об Иване Палыче можно написать книгу, и можно всю его экономически цельную, граждански, так сказать, последовательную фигуру понять из следующего заключительного аккорда — карандаша.

Иван Палыч вышел из первого класса церковно-приходской школы, порешив, что от ученья можно с ума сойти (в тот год повесился сын барина Коншина — студент, начитавшись книжек и переучившись), а главное было в том, что Иван Палыч хотел поскорее зарабатывать свой гривенник в месяц — и поступил мальчиком в монастырскую ризницу.

Вот с той поры и до сей Иван Палыч имеет один и тот же карандаш — на всю жизнь, оказывается, достаточно одного карандаша! Вот норма снабжения разума инструментарием!

При этом Иван Палыч не покупал карандаша, а получил его без оплаты от пономаря Сергея, которому этот карандаш уже не приходился по рукам — по малым размерам вследствие исписки. Пономарь же Сергей сочинял, писал и сбывал на рынок рацеи, поэтому нуждался в новом, более рациональном карандаше.

Главный враг карандаша — не писание, а чинка. Чинка же имеет в первопричине не расход графита, а безумную спешку в писании, ненужное нажимание и ломку драгоценного материала, добываемого не то на Урале, не то на Бахчисараевых островах.

* * *

Что труднее — добыть графит или сломать карандаш? Вот где премудрость экономики!

Каждого безумца, сломавшего карандаш, надо послать пешком добывать графит!

 

Вопросы:

  1. Что вы узнали об истории Задонска? Почему теперь «жителям питаться нечем?» Кто кормил обитателей Задонска в дореволюционное время?
  2. В вводных абзацах автор обдумывает парадоксальное изменение отношений между имуществом и красотой в Задонске. Какое это изменение? Какие два вида красоты здесь поменяли местами?
  3. Сосредоточьтесь на слове «экономик». В чем разница между ним и словами эконом, экономист или экономика?
  4. Какое значение имеет факт, что Иван Палыч Магов имеет одну пару сапог уже 12 лет?
  5. Какие четыре врага есть у сапог? Исходя из собственного опыта, вы с этим согласны?
  6. Что Магов делает, чтобы его сапоги дольше выдержали?
  7. Как Иван Палыч относится к школе и к учебе?
  8. Найдите в тексте все церковные выражения a объясните их.
  9. Какова история женитьбы Магова?
  10. Почему Магов не окончил церковно-приходскую школу?
  11. Религиозная жизнь, которая в Задонске официально закончилась, основана, между прочим, на ритуалах. Можно ли с этой точки зрения сравнить жизнь Магова с духовной жизнью?
  12. Какова история карандаша Магова? Какое символическое значение придает карандашу автор рассказа?
  13. В чем Магов видит главного «врага» карандаша?
  14. Как вы понимаете последнее предложение рассказа?
  15. В чем, по вашему мнению, суть рассказа? Это инструкция как экономить, хвала маленькому русскому человеку, критика нищеты или защита церкви? Аргументируйте.

Задания:

  1. Вы знаете кого-нибудь, у кого есть интересные способы, как экономить деньги? Расскажите об этом.
  2. Представьте, что ваш личный бюджет (бюджет вашего города/университета/штата) сократился на 20 процентов. Составьте новый бюджет и аргументируйте свой выбор сокращений.
  3. Если бы вы выиграли в лотерею, что бы вы сделали с этими деньгами? Как бы изменилась ваша жизнь?
  4. Магов экономически самостоятельный гражданин и ему почти не нужны деньги. Как вы думаете, такой подход к экономии утопический?