Иван Алексеевич Бунин: Маска (1930)


Зимним вечером на Николаевском вокзале в Петербурге. Отходят поезда в Москву. В буфетной зале шумно, тесно, все не в меру торопятся есть, пить, все одеты тяжело, жарко, по-дорожному. Круглоголовые татары-лакеи носятся с блюдами, как угорелые, воздух густой, пахучий, горячий… Она сидит за соседним столиком и делает вид полного спокойствия. Я обедаю и порой поглядываю на нее. Она же притворяется, что внимательно читает газету, заказала отбивную котлету с гарниром, а пока что купила «Новое время» и, подняв брови, читает, хотя прекрасно видно, что она не понимает ни единого слова — так не идет к ней газета, так непривычно и не нужна она ей. Она остро чувствует мое соседство и мое тайное любопытство, по-своему толкуя его, ждет, что вот-вот я обращусь к ней примерно так:

— Виноват, а вы тоже изволите ехать в Москву или ждете вологодского поезда?

Но я молчу, поглядываю и ем. И она уже волнуется, все выше поднимает брови и все озабоченнее перевертывает газетные листы, будто ищет в них что-то самое важное, и наконец не выдерживает.

— Простите, — говорит она сухо и грустно, — вы не знаете, были сегодня в вечерних газетах новые вести с фронта? Я ужасно беспокоюсь за мужа, третий месяц не получаю писем… Он летчик и безумно храбрый…

— Не видал вечерних газет, не могу вам сказать.

— Жаль, — говорит она еще суше и, сдвинув брови, опять погружается в газету. На ней синяя поддевка на белом барашке, белая папаха, далеко не молодые глаза ее густо подведены темной синыо, широкоскулое лицо густо напудрено, точно известью, пальцы крупны и крепки, миндально сияют выпуклыми острыми ногтями, духи пахнут тяжко, собакой…

Но вот, безнадежно поискав взглядом свободного места, подошел к столику молоденький рыжеусый офицер в новенькой шинели из солдатского сукна, с блестящими погонами, покраснел, кинул руку к козырьку и, щелкнув каблуками, несмело взялся за стул против нее:

— Вы позволите?

Через пять минут он уже угощает ее сотерном. Внимание ее весьма устремлено на котлету, руки ловко работают ножом и вилкой, но мизинец изысканно отставлен, брови подняты грустной усмешкой. Он раскраснелся, осмелел, расстегнул шинель, курит, говорит без умолку. Она то и дело пожимает плечами, небрежно роняет в ответ на его щегольские рассуждения о том, что жизнь «все-таки прекрасна», все одни и те же загадочные фразы:

— Это смотря для кого…

— Это зависит от вкуса…

— Жизнь не укладывается в рамки…

Он горячо возражает:

— Но вы ужасный скептик! На вид вы такая бодрая, энергичная, а меж тем…

Она легонько стучит по тарелке ножом, грустно-рассеянно заказывает лакею: «Чашечку шорнаго кофэ, пожалуйста», и со вздохом говорит:

— Нет, вы горько ошибаетесь, у меня в душе траур, мой муж тоже офицер, артиллерист, и я только что получила страшное известие, что он смертельно ранен в бою… Я только слишком хорошо умею носить маску.

 

Вопросы:

  1. Где и когда происходит действие этого рассказа? Прочитайте первые 4 строки – какая атмосфера царит на вокзале? Что вы можете сказать о рассказчике? Считаете ли вы рассказчика гендерно несправедливым?
  2. Описание женщины кажется нейтральным, точным и сдержанным, но если читать более внимательно, то можно увидеть, что наблюдатель подчеркивает именно ее негативные качества. Приведите три примера.
  3. Официанты в ресторане работают «как угорелые». Что это значит?
  4. Какую роль имеет газета «Новое время»?
  5. Почему рассказчик говорит, что женщина в буфете притворяется, что внимательно читает газету?
  6. Как описана внешность героини рассказа?
  7. Как вы понимаете это высказывание «Чашечку шорнаго кофэ, пожалуйста»?
  8. Найдите в тексте что «она» говорит о своем муже рассказчику и что говорит офицеру. Как вы понимаете эту разницу?
  9. Как вы понимаете последнее предложение рассказа «Я только слишком хорошо умею носить маску»?
  10. Что находится под «маской» с точки зрения женщины, а что с точки зрения рассказчика?
  11. Рассказ Бунина производит сильное впечатление телесности и (почти животной) эротичности. Докажите это утверждение.
  12. В чем, по вашему мнению, состоит основная идея рассказа?
  13. Попробуйте представить себе рассказчика. Что он надел, что и каким способом ест и пьет, какой его запах и т. д. Опишите его, употребляя ироничный подход самого рассказчика.
  14. Можете ли вы назвать способ, которым Иван Бунин в этом рассказе исследует и описывает людей, их среду и поведение, природоведческим? Или даже энтомологическим?
  15. Бунин известен как большой иронист мировой литературы (как Гюстав Флобер или Ги де Мопассан). Доказывает ли это его рассказ Маска?

Задания:

  1. Найдите на карте Петербурга Николаевский вокзал. Потом в Интернете найдите информацию, как можно доехать до Москвы (с какого вокзала, во сколько часов, за какое количество времени, разные виды билетов и т. д.)
  2. Как вы полагаете, вокзал (или аэропорт) является идеальным местом для писательских наблюдений? Или вы знаете более подходящее места, где можно изучать поведение людей?
  3. Перескажите рассказ от ее лица.
  4. Опишите самую интересную встречу, которая произошла у вас с незнакомым человеком на вокзале или в аэропорту.