Евгений Владимирович Харитонов: Листовка (1990)


Мы есть бесплодные гибельные цветы. И как цветы нас надо собирать в букеты и ставить в вазу для красоты.

Наш вопрос кое в чем похож на еврейский.

Как, например, их гений, по общему антисемитскому мнению, расцветает чаще всего в коммерции, в мимикрии, в фельетоне, в художестве без пафоса, в житейском такте, в искусстве выживания, и есть, можно сказать, какие-то сферы деятельности, нарочно созданные ими и для них – так и наш гений процвел, например, в самом пустом кисейном искусстве – в балете. Ясно, что нами он и создан. Танец ли это буквально и всякий шлягер, или любое другое художество, когда в основе лежит услада. Как иудейские люди должны быть высмеяны в анекдоте и в сознании всего нееврейского человечества должен твердо держаться образ жида-воробья, чтобы юдофобия не угасала, – иначе, что же помешает евреям занять все места в мире? (и есть поверие, что это и будет концом света) – так и наша легковесная цветочная разновидность с неизвестно куда летящей пыльцой должна быть осмеяна и превращена прямым грубым здравым смыслом простого народа в ругательное слово. Чтобы юные глупые мальчики, пока мужское стремление не утвердилось в них до конца, не вздумали поддаться слабости влюбляться в самих себя. Ибо конечно же, и в этом не может быть (у нас) никаких сомнений, но мысль эта крайне вредна и не должна быть открыто пущена в мир (чтобы не приближать конца света с другой стороны), но это так: все вы – задушенные гомосексуалисты; и правильно, вы должны раз навсегда представить себе это занятие жалким и поганым и вообще его не представлять.

А что все вы – мы, ясно, как Божий день.

Иначе, скажите, зачем вы так любите самих себя, то есть человека своего пола в зеркале? зачем подростки платонически влюблены в главаря дворовой шайки? зачем немолодые люди смотрят иногда со вздохом на молодых, видя в них себя, какими им уже не бывать? зачем вы выставляете в Олимпиаду на всемирное любование красивых и юных? Конечно же, в ваших натуральных глазах все это никак не имеет любовного умысла! И не должно иметь! Иначе мир четко поляризуется, страсти полов замкнутся сами на себя и наступят Содом и Гоморра.

Мы как избранные и предназначенные должны быть очерчены неприязненной чертой, чтобы наш пример не заражал.

Наша избранность и назначение в том, чтобы жить одною любовию (неутолимою и бесконечною).

В то время, как вы, найдя себе смолоду друга жизни (подругу), если и заглядываетесь по сторонам и расходитесь, и потом сходитесь с новой, все же живете в основном в семейном тепле и свободны от ежедневных любовных поисков, свободны для какого-либо дела ума, или ремесла, или хотя бы для пьянства. У нас же, у Цветов, союзы мимолетны, не связаны ни плодами ни обязательствами. Живя ежечасно в ожидании новых встреч, мы, самые пустые люди, до гроба крутим пластинки с песнями о любви и смотрим нервными глазами по сторонам в ожидании новых и новых юных вас.

Но лучший цвет нашего пустого народа как никто призван танцевать танец невозможной любви и сладко о ней спеть.

Мы втайне правим вкусами мира. То, что вы находите красивым, зачастую установлено нами, но вы об этом не всегда догадываетесь (о чем догадался Розанов). Избегая в жизни многого, что разжигает вас, мы в разные века и времена выразились в своих знаках, а вы приняли их за выражение аскетической высоты или красоты распада, имеющий как будто бы всеобщий смысл. Уж не говоря о том, что это мы часто диктуем вам моду в одежде, мы же и выставляем вам на любование женщин – таких, каких вы бы по своему прямому желанию, возможно, не выбрали. Если бы не мы, вы бы сильнее склонялись во вкусах к прямому, плотскому, кровопролитному. С оглядкой на нас, но не всегда отдавая себе в этом отчет, вы придали высокое значение игривому и нецелесообразному. И ясно тоже как Божий день, что именно все изнеженное, лукавое, все ангелы падения, все, что в бусах, бумажных цветах и слезах, все у Бога под сердцем; им первое место в раю и Божий поцелуй. Лучших из наших юных погибших созданий он посадит к себе ближе всех. А все благочестивое, нормальное, бородатое, все, что на земле ставится в пример, Господь хоть и заверяет в своей любви, но сердцем втайне любит не слишком.

Западный закон позволяет нашим цветам открытые встречи, прямой показ нас в художестве, клубы, сходки и заявления прав – но каких? и на что?

В косной морали нашего Русского Советского Отечества свой умысел! Она делает вид, что нас нет, а ее Уголовное уложение видит в нашем цветочном существовании нарушение Закона; потому что чем мы будем заметнее, тем ближе Конец Света.»

 

Вопросы:

  1. Автор этого текста говорит от имени какой-то группы. Кто это «мы»?
  2. Автор утверждает, что «мы есть бесплодные гибельные цветы», но гомосексуалисты на самом деле не бесплодные люди. Каково ваше мнение о семьях, где родители геи или лесбиянки?
  3. В чем, на ваш взгляд, автор прав и в чем нет, когда сравнивает еврейское и гомосексуальное меньшинства? С каким меньшинством или группой людей вы бы сравнили гомосексуалов?
  4. Как, по общему мнению, эта группа часто характеризуется? Автор с такой характеристикой согласен? А вы?
  5. Как автор характеризует гетеросексуалов? Как вы бы назвали и оценили его подход?
  6. Приведите примеры лесбиянок и геев, которые «расцвели» в других сферах деятельности, «нарочно созданными ими и для них».
  7. Какую мысль Харитонов считает по крайней мере вредной? Почему?
  8. Как вы понимаете это высказывание: «А что все вы – мы, ясно, как Божий день»?
  9. Проанализируйте вопросы автора к читателю, которые начинаются словом «зачем». Как по-вашему, это риторические вопросы? Как вы бы на них ответили?
  10. Где в тексте автор показывает различия и сходства между «мы» и «вы»?
  11. Какой вклад вносят «мы», по мнению автора, в русское и мировое общество? А по-вашему мнению?
  12. Как, по словам автора, отличается жизнь геев и лесбиянок в России от тех, которые живут на Западе?
  13. Харитонов использует несколько раз слова «Бог», «божий», «Господь» и т.д. Чего он этим старается достичь?
  14. Как вы понимаете последнее предложение этого рассказа?
  15. Текст описывает жизненное чувство человека отвергнутого и преследующегося властью и обществом. Какие предложения или абзацы не написал бы сегодняшний гей в какой-либо стране, где геи имеют семьи и все права как гетеросексуалы, где они публичны и почти ни для кого не представляют проблем (например, в Исландии)?
  16. Название текста политическое. Кому этот «флаер» адресован?

Задания:

  1. Прочитайте в современной газете статьи о ЛГБТ обществе в России. Какие у них проблемы, цели, достижения за последнее время? Обсудите, как можно конкретно поддержать страдающих русских ЛГБТ людей.
  2. В странах, где ЛГБТ люди страдают, часто бывают основной проблемой не только законы, но больше всего негативное мнение общества. Что бы вы предложили сделать, чтобы изменить это мнение?
  3. Возьмите интервью у лесбиянки или гея и расскажите о том, что вы узнали, в классе.
  4. Перескажите историю ЛГБТ общества в США. «Западный закон позволяет ... заявления прав – но каких? и на что?», пишет Евгений Харитонов. Узнайте, какие права имели геи и лесбиянки в западных странах во время возникновения этого текста.