Александр Валентинович Вампилов: Девичья память (1958)


Альберт Дрынов, живой, модно одетый юноша, полвечера провертевшись вокруг Наденьки Накидкиной и протанцевав с ней два быстрых танца, изловчился проводить ее домой. Танцуя с Дрыновым и принимая из его рук свое пальто, Наденька молчала и только несколько раз неопределенно улыбнулась, что восприимчивый Дрынов истолковал так: «Вы мне нравитесь, но я вас совсем еще не знаю». Дорогой он выказывал все признаки скоропостижной влюбленности: старался заглянуть Наденьке в глаза, упражнял свои легкие глубокими вздохами и говорил не останавливаясь:

– …Вообще я против танцев ничего не имею. Если на то пошло, так и Ромео с Джульеттой на танцах познакомились. Это уж так заведено… Вы знаете, мне кажется, я вас где-то видел. Серьезно. Вы, наверное, учитесь где-нибудь? В институте? Девушка с вашей внешностью может смотреть на жизнь с легкой улыбкой. Лично я для вас бы все сделал… Вам, конечно, еще и двадцати нет. Можно сказать, возраст любви… Не бегите так. Послушайте, вы мне серьезно нравитесь. Меня поразили ваши глаза. Мне кажется, я уже видел эти глаза… Знаете, такое приятное и… возвышенное ощущение, даже мороз по шкуре идет. Я впечатлительный – я жениться могу. Вот до этого у меня никаких чувств: ни любить, ни радоваться – нехорошо даже. А сейчас в моей душе что-то вроде эпохи Возрождения, как это… э… Росинант. Да, Росинант! Я сам себя не узнаю. Вы не подумайте, что я это все так только говорю. Я гораздо серьезнее, чем вам кажется. Это я с виду только беспечный, а на самом деле у меня на душе, может быть, кошки скребут. Я чувствую, что и я могу всяких дел наделать, но знаете, мне не хватало стимула, э… предмета, который воодушевлял бы меня на что-то такое… Одним словом, я страшно рад, что встретил вас. Мне вас не хватало. Видимо, потому мне и мерещились ваши глаза. Мне сейчас даже удивительно – почему это судьба так медлила с нашей встречей… Вот мы идем с вами в первый раз, а мне кажется, что я уже сто лет здесь с вами ходил. Ваше имя… Но тут Дрынов вспомнил, что не знает еще имени этой девушки.

– Топор! – воскликнул он с раскаянием. – До сих пор я не знаю вашего имени! Но это от волнения. Простите… как вас зовут?

– Мы с вами знакомы, – сказала девушка. Весь монолог она неопределенно улыбалась, но теперь по лицу ее скользнула убийственная насмешка.

– К-как знакомы? – удивился Дрынов.

– Да так. Вы провожали меня с танцев два месяца назад. За это время вы хорошо сохранились, если не считать, что у вас отшибло память. Прощайте. И запомните – Ренессанс, а не Росинант. Я и в тот раз вас поправляла, – проговорила она холодно и свернула вдруг в большие каменные ворота.

 

Вопросы:

  1. Где познакомились молодые люди?
  2. Как автор описывает Альберта? А Наденьку?
  3. Найдите места в рассказе, где автор подготавливает заключение анекдота.
  4. Как Альберт старается соблазнить Наденьку? А она на это реагирует?
  5. Какие аллюзии Альберт делает в своем монологе?
  6. Как вы можете охарактеризовать высказывания Альберта в его длинном монологе?
  7. Что вы думаете о монологе Дрынова? Можете ли вы разделить его на части и дать им названия?
  8. С каким словом Альберт перепутал выражение ренессанс? На что эта замена намекает (если говорить о его образовании)?
  9. Из чего становится понятно, что Альберт свой монолог повторяет часто и почти дословно?
  10. Выберите самое тривиальное клише о любви, которым герой пользуется.
  11. Что общего у этих высказываний: «Вы, наверное, учитесь где-нибудь? В институте? Девушка с вашей внешностью может смотреть на жизнь с легкой улыбкой. … Вам, конечно, еще и двадцати нет.» Как они описывают характер молодого человека?
  12. Какое высказывание Альберта вам нравится больше всего? Почему?
  13. Как герой описывает сам себя и какой он на самом деле? Можно ли назвать персонажа Альберта Дрынова карикатурой? Что является главным недостатком героя – низкий интеллект, самолюбие, недостаток эмпатии или что-то другое?
  14. Почему Надя весь монолог Альберта улыбалась? И почему она так долго ждала, прежде чем сказать Альберту, что они уже знакомы?
  15. Название рассказа – идиома. Объясните ее значение.
  16. В чем, по вашему мнению, состоит основная идея рассказа? Что этот сатирический рассказ осмеивает?

Задания:

  1. Перескажите этот вечер от лица Нади.
  2. Составьте список вещей, которые надо и нельзя делать и говорить на первом свидании.
  3. Расскажите о вашем (или вашего друга / вашей подруги) неудачном свидании.