Федор Александрович Абрамов: Золотые руки (1976)


В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

— Александр Иванович, меня на свадьбу в Мурманск приглашают. Подруга замуж выходит. Отпустишь?

— А как же телята? С телятами-то кто останется?

— Маму с пенсии отзову. Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погре-бенным (некем подменить Марию, хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

— Поезжай, поезжай, Мария! Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой нерепутает.

Председатель говорил от души. Он всегда любовался Марией и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище. Красавицей, может, и не назовешь и ростом не очень вышла, но веселья, но задора — на семерых. И работница… За свои сорок пять лет такой не видывал. Три бабенки до нее топтались на телятнике, и не какая-нибудь пьяная рвань — семейные. И все равно телята дохли. А эта пришла — еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: «Проваливайте! Одна справлюсь». И как почала-почала шуровать, такую революцию устроила — на телятник стало любо зайти.

Мария вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами.

— Да ты что, — попробовал пошутить председатель, — перепила на свадьбе?

— Не была я на свадьбе, — отрезала Мария и вдруг с яростью, со злостью выбросила на стол свои руки: — Куда я с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись?

Председатель ничего не понимал.

— Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику — полно народу: два франта да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а они и есть перестали. — И тут Мария опять сорвалась на крик: — Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья — да с чего же им понравятся?

— Мария, Мария…

— Все! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наво-дить, маникюры… Заведу, как у этой кудрявой фрали.

— И ты из-за этого… Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу?

— Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених офицер сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю… Да с чего же у меня будут руки?

— Мария, Мария… у тебя золотые руки… Самые красивые на свете. Ей-богу!

— Красивые… Только с этой красотой в город нельзя показаться.

Успокоилась немного Мария лишь тогда, когда переступила порог телятника.

В семьдесят пять глоток, в семьдесят пять зычных труб затрубили телята от радости.

 

Вопросы:

  1. Где и когда происходит главное событие этого рассказа?
  2. Символом чего являются руки? Объясните идиому в названии рассказа.
  3. Почему председатель колхоза говорит Марии «Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутает»? Как вы это понимаете?
  4. Найдите в тексте места, в которых используется символ «золота» и объясните их.
  5. Энергичное прибытие Марии в контору председателя описано в начале текста одним сравнением и одним оксимороном. Найдите их.
  6. Каково отношение председателя к Марии? Какие черты ее характера он считает самыми важными?
  7. Прочитайте отдельно реплики Марии и председателя. Как они выражаются?
  8. Как изменился телятник после того, как Мария начала там работать?
  9. В каком настроении Мария вернулась через три дня? Что случилось?
  10. Найдите две метафоры, которыми Мария называет свои руки.
  11. Героиня пережила столкновение двух миров. Каких?
  12. Как Мария хочет изменить свою жизнь? Почему?
  13. Почему, по вашему мнению, для Марии важно иметь красивые руки?
  14. Что думает председатель о руках Марии?
  15. Чем история окончилась? По-вашему, Мария ушла с работы?
  16. В чем, по вашему мнению, состоит основная идея рассказа?

Задания:

  1. Если бы вы могли изменить одну деталь в своей внешности или характере, что бы это было? Почему?
  2. Как вы думаете, у людей с «красивыми руками» жизнь лучше/легче чем у людей с «золотыми руками»?
  3. Подготовьте аргументы пластического хирурга, который старается убедить пациента в выгодах пластической операции.
  4. Если сделать из рассказа скетч, какие изменения вы бы произвели?
  5. Обсудите, в чем вы видите красоту – для вас это люди с «красивыми руками»?