Юрий Карлович Олеша: Стадион в Одессе (1936)


Дерибасовская теперь называется улицей Лассаля. Это улица лучших магазинов города. Она обсажена акациями. Одесситы много говорят об акации: «Вот подождите, расцветут акации…»

Сейчас акации цветут и пахнут. Это – прозрачное дерево с очень черным стволом. Цветок акации кажется сладким. Дети пробуют его есть.

С улицы Лассаля мы сворачиваем на превосходную Пушкинскую улицу.

Клинкер.

Часть Пушкинской улицы вымощена розоватыми, издающими звон плитками.

Тротуары заливают асфальтом. Кипящие котлы. Жар охватывает щеки.

Одесса была городом очень богатых людей. Эти богачи, видевшие мир, строили Одессу в духе городов Запада. Существует мнение, что Одесса похожа на Париж. Другие говорят, что на Вену. Третьи находят сходство с Марселем.

В Одессе есть длинная, в несколько километров, улица, идущая вдоль моря. Она называлась Французским бульваром. По обеим сторонам ее стояли виллы банкиров. Ограды.

Движущаяся тень листвы на асфальте.

Львиные морды в коронах.

Буксовые изгороди.

Здесь жили хозяева города. Вилла Маврокордато. Вилла Рено. Вилла Ашкенази. Вилла Маразли. Все это были авантюристы, крупные шулера, торговцы живым товаром.

После революции город некоторое время оставался неподвижным. Его красота стала казаться мертвой. Но в последние годы внешний облик города начинает приобретать новизну, выходящую из советских рук.

В таком городе, как Одесса, каждая новая черта вызывает особое внимание. Каждую новую черту сравниваешь с уже существующим целым.

Еще недавно казалось, что Одесса лишена главной особенности городов Союза – картин строительства. Теперь они всюду открываются глазам. Особенно подверглись изменениям курортные местности.

Ланжерон – это часть одесского берега. Это была дикая, запущенная местность. Буржуа, заботившиеся о своем городе, учитывали только собственный вкус и потребности.

Теперь на вершине спуска к Ланжерону, в пустоте, в небе, видимая сквозь арку, стоит белая статуя девушки с мячом.

Это подступы к тому, чего в Одессе не было. Это новое. Вновь появившаяся черта, которая украсила то, что казалось уже достаточно красивым. За аркой открывается новый Ланжерон, благоустроенный, в живых красках цветников, киосков, скал и движущегося народа.

На улице, которая называлась Большой Арнаутской, стоит новое здание школы. Средняя школа № 100 имени Вегера. Этому зданию может позавидовать любая из столиц Союза. Оно построено на месте базара, на улице, которая была раньше улицей погромов.

Но мы идем по Пушкинской. Она отведена под платаны.

Платан.

Могучее дерево, гладкий зеленоватый ствол. Нагота сильных ветвей видна даже сквозь листву. Мощь и нагота. Это антилопа растительного мира.

Дом, где жил Пушкин.

Далее наш путь лежит по Греческой улице, где была булочная Мелиссарато и греческие кофейни, к Строгановскому мосту. С этого моста солдаты генерала Каульбарса расстреливали безработных, пришедших из Николаева в Одессу. Они шли из горящего порта. 1905 год. Этот мост увековечен в фильме «Броненосец Потемкин».

Пройдя мост, мы сворачиваем на улицу Лизогуба. В Одессе есть улица Лизогуба, улица Тибора Самуэли, улица Гирша Леккерта. Это тот самый повешенный юноша Лизогуб, которого вывел в рассказе Лев Толстой под именем Светлогуба. Странно думать, что Лев Толстой, которому было десять лет, когда умер Пушкин, писал о русских революционерах, о рабочих, о революции девятьсот пятого года.

И вот дорога на Ланжерон. Теперь она входит в состав территории еще только строящегося парка культуры и отдыха имени Шевченко.

Здесь совсем особый свет воздуха. Море. Там – скоро море. От стакана воды, принесенного в комнату, становится прохладней и свежей. А это – столько воды, море.

Два матроса сидят на скамейке. Матросы всегда ходят по двое, как голуби. Подадимся вправо, вправо.

Колонна из черного базальта. Базальтовые ступени вделаны в холм. Трава и базальт.

На колонне барельеф Карла Маркса. Это колонна Интернационала.

Поднимемся по ступеням. Остановитесь. Повернитесь. Вот стадион…

Стадион над морем.

Его не было. Это новый стадион в Одессе. На фоне моря.

Нельзя представить себе более чудесного зрелища.

Сноровка к сравнениям оказывается бессильной. На что это похоже? Не знаю. Я этого никогда не видел. Это картина будущего.

Нет, это не так. Это именно грань, переход, реализованный момент перехода настоящего в будущее.

Зеленая площадка футбола. Мы смотрим издали, сверху. Какая чистота и сгущенность этого зеленого цвета. Хочется определить, от чего происходит оптический эффект. Откуда такая прозрачность и ясность? Никакой трубы нет у нас в руках, никаких стекол перед глазами.

Просто воздух, небо, море.

Он открывается внезапно – его овал, лестницы, каменные вазы на цоколях, – и первая мысль, которая появляется у вас после того, как вы восприняли это зрелище, это мысль о том, что мечты стали действительностью.

Этот стадион так похож на мечту – и вместе с тем так реален.

Тридцать пять тысяч мест. Его выстроили трудящиеся Одессы на том месте, где были ямы, поросшие бурьяном и куриной слепотой.

Этим видом можно любоваться часами. В сознании рождается чувство эпоса. Говоришь себе: это уже есть, существует, длится. Существует государство, страна социализма, наша родина, ее стиль, ее красота, ее повседневность, ее великолепные реальности.

 

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему переименовывали улицы в Одессе?
  2. Каким образом автор создает впечатление, что мы следим за динамическими движениями кинокамеры? В тексте упомянут очень известный прогрессивный, с точки зрения монтажа, фильм. Кокой?
  3. Что вы узнали об истории этого города? Как город изменился после революции? Отметьте выражения типичные для туристического гида.
  4. Как автор описывает изменения в Ланжероте? Каким образом это меняет город?
  5. Что произошло в прошлом на Большой Арнаутской улице? Какие исторические события упоминаются?
  6. Что произошло на Греческой улице в 1905 году? Обратите внимание на абзацы, следующие за предложением «После революции город некоторое время оставался неподвижным».
  7. Какие писатели упоминаются в рассказе? И в связи с чем они упоминаются?
  8. Где находится колонна интернационала? Как вы понимаете присутствие матросов рядом с колонной?
  9. Какое впечатление производит на рассказчика стадион? Какое место, по мнению автора, имеет стадион в архитектуре города?
  10. Олеша пишет, что стадион в Одессе «похож на мечту». Какое здание выражает ваши мечты?
  11. Как вы понимаете фразу «мечты стали действительностью»? Как автор развивает эту мысль?
  12. Какую роль в рассказе имеет образ природы?
  13. У растений и деревьев, упомянутых в тексте, простые символические значения. Некоторые из них связаны с эстетикой буржуазии, с дореволюционной историей, другие – с детством или с рабочими. Какие значения имеют буксовая изгородь, акация, бурьян, платан и куриная слепота?
  14. Найдите в тексте места, где упоминается какой-нибудь звук.
  15. Юрий Олеша в конце рассказа пишет: «Существует государство, страна социализма, наша родина, ее стиль, ее красота, ее повседневность, ее великолепные реальности». Этот стиль автор показывает на примере здания стадиона в Одессе и дополняет описание своим собственным стилем, формой своего рассказа. Попробуйте этот стиль описать.

Задания:

  1. Посмотрите карту Одессы из 30-ых годов и найдите, по каким улицам ходил рассказчик. Представьте, что вы гид группы американских туристов, и вы им показываете те же самые места.
  2. Юрий Олеша в отличие от Петра Павленко так и не воспевал советскую власть. Найдите основную информацию о его жизни и творчестве.
  3. Какое растение для вас символизирует детство?
  4. Выберите город в вашей стране, опишите его интересные места и расскажите об их истории.
  5. Какое ваше самое любимое здание? Расскажите о нем.