Евгений Анатольевич Попов: Грибы (2006)


Я проснулся и не слишком рано и не слишком поздно. Немного полежал, глядя в потолок. Оделся, побрился и вышел.

Солнечно было на улице. Воскресенье. Всходила жара. Ложились тени. Высыхал асфальт.

Мрачный человек в полосатом, как тигр, пиджаке, но грязном, сидел у подножия гастронома № 50, имея что-то перед собой. Мне бы его обойти, однако проклятая способность неизбежно встречаться с людьми взглядом опять мне помешала.

Я смотрел на мужика, думая о своем, а мужик мне и говорит:

- Самолет разбился в доску - одолжите папироску.

После чего я и вынужден был предложить ему сигарету «Ростов-Дон» из твердой коробочки.

- Курить в Сибири «Ростов-Дон», хоть пускай и козырные? Ну, ты даешь, братка, - заверещал полосатый, но не пояснил, что означают его странные слова.

- Не хочешь, так свои кури, - сказал я.

- Своих пока нету, - ответил человек и представился: - Страдаев Петр, рабочий.

После чего и рассказал мне всю свою жизнь, состоящую из детства, ФЗУ, Советской Армии, завода резинотехнических изделий и грибов.

- Я встаю рано! На зорьке! - возбужденно кося глазом, кричалявно повеселевший Страдаев.- Сажусь в электричку и с ходу в росный лес. Понял? Сосновые иголки щекотят мне кожу. Я становлюсь на колени, раздвигаю мокрую траву. И там - о, чудо! - еще мокрый гриб! Белый, с коричневой слизью. Прекрасный, братка, продуктик, который я с ходу ножом режу и с ходу ложу в козырное ведро.

Слушать его было приятно и не утомительно. Слова его были легкие и большей частью от меня отскакивали.

- Раздвигаешь траву, говоришь? А зачем? - рассеянно обратился я.

- Так ведь чудо же там! Там чудо! Гриб! Грибы - это необыкновенные продукты сельского хозяйства! Не фрукт, не овощ - ничего, а - все! продолжал кричать Страдаев.

И только тут я заметил, что перед ним стоит эмалированная мисочка, полная до краев. А рядом помещается то самое, по-видимому, «козырное» ведро. Тоже эмалированное, прикрытое аккуратненькой гряпочкой.

- Пожалуй, и куплю, - сказал я. - Поджарю на сливочном масле.

- А почем продаешь? - раздался вдруг твердый голос.

- Совершенно по дешевой цене, - растерялся Страдаев, а я обернулся и обнаружил за спиной юного милиционера в красивой форме.

- Врешь! Собирайся! - сухо заявил представитель порядка.

- За что? Куда? - запричитал Страдаев.- Светка, Валерка - детишки! Своими руками. Плод усилий рук, - ныл он. - Вот и товарищ, например, могут подтвердить.

Милиционер тем временем крепко взял его под локоть. Я открыл рот:

- А ведь и правда он ничего, - сказал я.

- Так и я ничего, - рассмеялся милиционер. - А только существует порядок. Торговать надо в специально отведенных для этого местах. Вот сейчас составим протокол, штрафанем, а потом и пускай идет на все свои четыре стороны.

- Я бедный, - сказал Страдаев.

- Опять врешь. У тебя один пиджак тридцатку стоит, - справедливо возразил милиционер и поволок Страдаева.

Я сначала как-то немножко разгорелся, и мне даже захотелось идти в отделение спасать Страдаева или сочинить фельетон о том, что торгово-закупочные организации города плохо организовали закупку и торговлю, отчего и появляются около гастрономов различные «страдаевы».

Но после резонных слов про пиджак мне его спасать расхотелось, и они удалились, юный страж порядка и корыстный Страдаев, согнувшийся ради жалости в три погибели.

- Светка! Валерка! Детишки! - слышался его удаляющийся голос.

- А! Старик! Видел! Видел? Это же готовый сюжет. Как раз для тебя! А! Пиши! Пиши! - крикнул случившийся рядом один мой приятель.

И я ответил ему правду. Я завопил, воздев кулаки:

- Подите вы к черту! Надоело мне все это! Надоело! Я про красоту хочу писать и про одухотворенные отношения между людьми. Про то, как кто-то кого-то ненавязчиво спас и как это было в высшей степени благородно! Как седой учитель смотрит на кленовый листок и вспоминает свою прекрасную жизнь! И о том, как влюбленные жили долго и умерли в один день! К черту! К черту!

Приятель попятился и сказал, что в последнее время плохо стал понимать мои шутки.

А не понимаешь, так нечего со мной и разговаривать. Время уходит, как вода в песок. Не до шуток мне, не до шуток. Разве не понятно?

 

Вопросы:

  1. Что сделал рассказчик до того, как он заметил человека перед рестораном?
  2. Почему рассказчик не обошел Страдаева? Чего Страдаев просил у рассказчика?
  3. Автор употребляет т. наз. «имя-знамение». Какое значение имеет фамилия Страдаев и что она предвещает?
  4. Где Страдаев работает? Где он берет деньги на проживание?
  5. Как грибник обращается к своему потенциальному покупателю? Каким языком с ним говорит?
  6. Что обозначают выражения «продукты сельского хозяйства» и «плод усилий рук»? К какому стилю речи они принадлежат? Почему Страдаев ими пользуется?
  7. Петр Страдаев любит слово «козырный». Что оно значит и как подходит к теме собирания и продажи грибов?
  8. Страдаев поведал рассказчику всю свою жизнь («... состоящую из детства, ФЗУ, Советской Армии, завода резинотехнических изделий и грибов»). Почему автор подробнее передал только то, что Страдаев рассказал о грибах, а не включил другие «этапы» его жизни?
  9. Что случилось, когда появился милиционер? Почему милиционер выгоняет Страдаева?
  10. Почему поведение милиционера расстроило рассказчика? Что он сначала хотел сделать, но не сделал? Почему?
  11. Как вы понимаете высказывание «Надоело мне все это!»?
  12. Пиджак Страдаева стал в рассказе каким-то неживым персонажем. Найдите места, где пиджак упоминается. Какую роль в повествовании он играет?
  13. Рассказчик, вероятно, писатель или фельетонист. В каком стиле в начале рассказа он стремится писать – эмоционально-экспрессивном или нейтральном и лаконичном? Каким языковым стилем говорит в предпоследнем абзаце?
  14. Что такое фельетон и почему рассказчику писать фельетоны надоело? О чем герой-рассказчик так страстно хочет писать для газеты?
  15. Считаете ли вы этот рассказ юмористическим?

Задания:

  1. Вы бы дали сигарету Страдаеву? Почему (нет)?
  2. Обсудите вопрос «страдаевых» в вашем городе.
  3. О каких темах, по-вашему, должны в газетах писать журналисты?
  4. Рассказчик больше не хочет критиковать и осмеивать реальность. Любите ли вы читать в газетах статьи о красивых вещах и событиях?
  5. Переработайте текст в драматическую пьесу.